Песчаная-2003 или чайник без головы
Состав группы
Березкин Станислав Евгеньевич. | ||
Капитан. | ||
Морозов Алексей Васильевич. | ||
Командующий на суше, старпом на воде. | ||
Приблуда Евгений Владимирович. | ||
Старший матрос. | ||
Морозов Дмитрий Алексеевич. | ||
Матрос-чальщик. |
Начало
Вообще-то этим летом меня обещали взять на Ону. Разговор шел всю зиму и весну и наконец где-то в начале июня решили, что идем в августе. Но в июле наш доблестная команда начала разваливаться, так и не собравшись - у кого нет денег, кому не дали отпуск и т.д. и т.п. Отпадают самые опытные, и мы с Димой Коноваловым остаемся вдвоем один на один с "грозным" онским маршрутом. К нам присоединяются господа Морозовы. С этим составом решаем, что сложный маршрут типа Оны нам не по зубам (да и не по карману). Вот тут и возникает Песчаная.
Итак маршрут намечен, скачана и изучена лоция, намечена раскладка, и вдруг - о, ужас - Диме, нашему капитану не дают отпуск! Лихорадочно ищем четвертого... и находим Джона. Ошалев от неожиданности, он в пожарном порядке берет отпуск по "семейным" обстоятельствам. Таким образом, мы почти в полном составе повторяем "ходовой" экипаж четырнадцатилетней давности ( связка Рыбная-Кан ). Только тогда Димки с нами не было по причине его малых лет, а капитаном был Алексей. Теперь же на капитанскую должность попадаю я, как единственный настоящий судоводитель.
6-7 августа. Заезд
Отбываем 6.08 вечером. Поезд ночной, фирменный, вагон удобный и тихий, но мне все равно не спится. С удовлетворением и страхом осознаю чувство ответственности за команду. Обидно только, что это чувство не дает уснуть. Вот дурак, ввязался капитанить на незнакомой реке да еще первый раз в жизни. Команда тихо сопит на полках, а у меня сна ни в одном глазу. Даже выпитое перед отъездом пиво не оказывает никакого снотворного действия. Ладно, думаю, если все равно не уснуть, буду читать лоцию. Читаю - становится еще неуютнее. Так, ворочаясь и бегая курить каждые полчаса, доживаю до прибытия в Бийск.
В Бийске на удивление быстро и недорого находим транспорт прямо до места. Через минут пятнадцать летим по Чуйскому тракту на поскрипывающей суставами "четверке". В Горном Алтае я впервые. Разинув рот, смотрю на мутную Катунь и величественные скалы по краям дороги. Здесь великая и ужасная Катунь вовсе не кажется грозной рекой. Что может быть опасного в Манжерокском пороге? Да ничего, собственно, военного. Ну вал полметра, ну камни навалены... Эх, наверх Катуни бы забраться, посмотреть, что там! Да мал ты еще и глуп для Верхней Катуни, капитан...
У Черги сворачиваем на боевой курс в сторону Семинского хребта. Дорога сырая, водила сообщает, что их "уже месяц заливат". Несмотря на то, что асфальт давно закончился, летим со скоростью маломоторного самолета. Сбрасывают нас прямо у речки, правда немного не там, где мы планировали. Встаем 7.08 часов в 12 дня километрах в пятии ниже Ильинки. Здравствуй, Песчаная!
7 августа. Стройка
От каждого по ... | |||
Судя по затопленной местами пойме, воду в речку налили и "речной пехоты" не будет. Ширина проходов приемлемая, коряги подтоплены, течение быстрое. В общем, полная идиллия. Ставим лагерь, пьем чай, делаем топоры и начинаем стапелиться.
А строевого леса в Ильинке нет. За редкими кривыми саксаулинами ползаем по склонам в радиусе около километра от палатки и часам к семи вечера, когда заготовки к раме нарублены и зашкурены, совершенно выбиваемся из сил. Крамольные мысли о дюралевых трубах будут терзать нас на протяжениии всего маршрута. Но сейчас труб нет, а есть тяжеленные заготовки из толстой кривой березы.
Силы кончились, но просто так сидеть не хочется. Выхожу на дорогу и прогуливаюсь за поворот реки. Пока ничего военного. Прохожу около километра, возвращаюсь, осматриваю место старта - ровно и глубоко. Решаю умыться перед ужином. Река, словно заигрывая со мной, уносит на пару метров по течению зубную щетку и забрасывает ее в пойменную осоку. Делаю шаг в сторону щетки, срываюсь с кочки и окунаюсь выше колена. Вдруг возникает ощущение, что кто-то большой и беззлобный подбрасывает меня на руке, прикидывая мой вес. Кажется, река нас приняла.
После ужина пошел дождь. Без колебаний решаем оставить сборку на утро. Проглатываем вечерние 50 граммов коньяка и прячемся под крышу. После бессонной ночи абсолютно не чувствую кочек под ковриком и просто проваливаюсь в сон без сновидений.
8 августа. Стройка-2 и старт
Просыпаюсь первым часов шесть абсолютно выспавшийся, бодрый и веселый. Я и ранний подъем - совершенно несовместимые вещи, но что-то со мной произошло вчера и я абсолютно не чувствую неудобства. Облачность низкая, но туман постепенно уползает вниз по реке. Значит, скоро будет солнце и, возможно, день проживем без дождя. Ставлю кипятить котелок и примерно через час мужики выползают из палатки, разбуженные треском костра и запахом кофе. Выглядывает солнце и склоны гор из серо-зеленых превращаются в ярко-зеленые. Пейзаж похож на саянский, но в отличие от Саян, горы здесь приветливее и величественнее. Дух местных гор - это, наверное, молодой красивый богатырь, слегка свысока смотрящий на происходящее внизу. В Саянах же - древний мрачный старик, которому вообще все равно, что происходит вокруг.
Окружающей красотой можно любоваться вечно, но надо строиться. Путем проб и ошибок часа за четыре приводим раму к прямоугольному состоянию, несмотря на кривизну ее составляющих, накачиваем и привязываем баллоны. Выглядит почти красиво, но вес рамы... Ну да Бог с ним, с весом, стартовать надо. Вода за ночь поднялась сантиметров на десять. Успокаиваю себя, что это нам на руку, что коряги и камни скроет, но у чарвя сомнения железная воля - точит и точит. Пошел опять смотреть русло. Зачем - ведь здесь-то ничего не изменится! Действительно ничего не изменилось.
К соседнюй поляне подкатывает "уазик" и выгружает группу товарищей явно водниковского вида. Иду к ним, широко улыбаясь, здороавюсь и предлагаю нашу поляну, т.к. мы через пару часов стартуем. Но они говорят, что решили совершить
подвиг и стартовать сегодня. Оказывается, они уже останавливались напротив нашей стоянки. Первыый же вопрос был:
- Где лес брали?
На что Джон с видом дарующего показал рукой на окрестные горы:
- Там...
Группа из Красноярска, на двух катах - двойке и четверке. Долго не общаемся, настроение чемоданное, наш кат уже на воде.
Димка заканчивает колдовать у костра. Обед, господа туристы! Жаркий день, вкусный обед, горячий кофе - что еще нужно человеку для счастья! Время уже около трех дня. На длинный ходовой день расчитывать не приходится. Но Ильинка уже порядком
поднадоела и решаем все-таки стартовать. Собираемся и вяжемся довольно быстро для первого дня. Курим, фотографируемся на
фоне реки, проверяем стоянку и вот он - старт!
Судоводительское чувство остойчивости говорит мне, что перевернуть нашу посудину довольно сложно. Ну и славненько. А вот осадка великовата, особенно удручает дифферент на корму. Мало кубометра объема баллонов для четырех человек. Как раз бы полметра в корме и полметра в носу - получилось бы около полутора кубов. Глаза мои невысоко над уровнем воды, видимость с капитанского места отвратительная. Но в общем по сравнительно спокойной воде идем неплохо, даже управляемся. Чиркаем кормой по двум корягам, обходим первый остров. С берега нам машут красноярцы. Пока, ребята, счатливой стройки!
Первое серьезное препятствие - мост перед устьем Верхнего Этагола - минут через пять хода. Довольно крутой левый поворот, прижим к каменистому пляжу на правом берегу, резкое сужение русла, в сужении слив сантиметров 40-50 и мост высотой... сантиметров 40-50. Ну прижим-то нам на руку. Поднажав на лопаты, выбрасываемся на пляж и идем смотреть мост. Неприятное местечко, если туда попасть, особенно в нашу воду. Беремся за раму и несем. Какая же она тяжелая, наша посудина, черт возьми! Далее по лоции - слабая шивера. Камней в ней действительно немного, но течение довольно сильное. На этом участке учимся маневрировать и обнаруживаем, что подножки привязаны слишком далеко и грести немного неудобно, а табанить невозможно совсем. Несмотря на это маневры получаются почти чисто. Почти - это потому, что не успеваем объехать непонятно откуда взявшуюся большую бочку и ухаем в нее левой гондолой. Внимательно наблюдаю за поведением ката в этой ситуации и за банданой Джона. Бандана не скрывается под водой (погружение чуть больше метра), а гондола после нашего с Джоном гребка легко выпрыгивает из бочки. Даже рама не скрипнула. Но маневренность оставляет желать и мы начинаем искать стояк. Справа в Песчаную кидается р. Казанда, после нее небольшой участок спокойного течения. Чалимся метрах в 500 ниже устья Казанды под горкой на правом берегу. Проходим с Женькой еще полкилометра и понимаем, что лучше встать на пастбище, чем идти дальше с ограниченым маневром. По спокойному течению вдоль правого берега крадемся до места. Первый аварийный стояк.
Лес в этом месте довольно далеко и высоко, за дровами ходить не сахар. Алексей с Джоном лезут на гору, я же отправляюсь на поиски подходящей поперечины. Проходя вниз по течению, упираюсь в крутой обрывистый берег. На нем только кривая акация и... коровьи тропы. Как там ходят коровы, если я, честно говоря, боюсь на эту тропу даже посмотреть? Возвращаюсь обратно и иду к устью Казанды. Залезаю в горку (все-таки по коровьей тропе) и чудом не ломаю ногу, застряв между курумами. Горы меня все-таки не любят. Поорав от боли минут пять и проверив ногу на целостность, хромаю вдоль реки и натыкаюсь на стройное дерево у воды. Зачем ноги ломать?
Пока зашкуриваем две лесины и нарезаем дополнительные вязки, темнеет. Модернизацию оставляем на утро. Считаем ходовое время - немного. Общее около часа, минус 10 минут обноса, минус 15-20 минут поисков стояка по берегу - итого совсем мало. Настроение испорчено подрывами на "минах" (пастбище, знаете ли), песни орать не хочется. Ложимся рано, спится отвратительно.
9 августа. Тауракские протоки или А.Хичкок отдыхает
С рамой управляемся до завтрака. Не потому, что быстро работаем, а просто дров мало и завтрак припоздал. Пока завтракаем, на пастбище приходит стадо. Коров я боюсь панически, но здесь одна из них меня так разозлила, что страх прошел. Эта наглая скотина никак не реагировала на крики, свист и топанье ногами, а при попытке отхлестать ее веткой или отоварить палкой обнаруживала необычную прыть и отскакивала в сторону. Мы в пожарном порядке собирались, по очереди держа оборону. В конце концов, облитая чаем, корова ушла, обиженно мыча. Облегченно вздохнув, далее собираемся не спеша. Выходим около часа дня. В планах - проити за Куяган.
В этот раз рама получилась удачнее. Маневрируем более успешно, но все равно заход в протоки зеваю. Навал на корягу,
хруст веток, стон баллона - кажется пронесло. На то, чтобы решить, какой протокой идти, не более секунды, на маневр -
секунды две-три. Тем не менеее несколько минут идем без огрехов. Пугает близость тауракских мостов. Часто чалимся,
проходим немного вперед, моста не обнаруживаем и идем дальше. На одной из таких чалок видим дома. Курим, затягиваем снарягу
и крадучись двигаемся вперед. Неожиданно русло выпрямляется, течение усиливается и метрах в 50 мы видим мост.
Высота моста явно больше метра, пригнувшись проскочим, но очень хочется посмотреть, не лежит ли под ним кабина
от "камаза". Пытаемся зацепиться за берег - не получается. Метрах в 15 до моста понимаю, что чалиться
уже поздно. Была не была.
- Ложись!
Пролетаем, не задев ничего. Оглядываюсь - под мостом гладкая вода, никакого железа не торчит. Пронесло.
Не лови ворон, капитан! Истошный крик:
- Расческа!!!
возвращает меня к действительности, но поздно. Джон с разгона попадает на сук, который, слава Богу, переламывается.
Торчащий обломок бьет меня в бок. Чувствую себя рыцарем на турнире, но в седле удерживаюсь. Соскакиваем с коряги,
попадаем в нужную протоку и дальше опять бесконечное кружево. Машем лопатами и руками, как мастера кунг-фу. Интересно
посмотреть на Брюса Ли на сплаве... Проходы не читаются никак, идем напролом, треща сучьями, постанывая баллонами и
произнося разные слова. Наконец высматриваем подходящее место и чалимся. Потери невелики - у Женьки порваная резинка
в трусах и две небольших борозды на боку, меня от травмы спас спасжилет. У Алексея сорвался с рамы рюкзак и держался
на одной лямке. Димка абсолютно целый, только мокрый по уши. Осматриваю баллоны - дырок нет. Очевидное невероятное!
Следующий мост без осмотра идти опасно - слишком низкий по лоции. Оставляю народ покурить и иду по деревне искать мост. На прибрежных улицах Таурака хозяйничает Песчаная, как у себя дома. Чуть повыше непролазная грязь - результат ежедневных дождей. Иду вдоль реки, распугивая мелких поджарых хрюшек и минут через 15 я у моста. Перед мостом остров, из правой протоки можно спокойно зачалиться для обноса на длинный галечный пляжик. Намечаю ориентир - забор у воды. Мост высотой немногим меньше метра, в малую воду может быть проходим, но все-таки лучше не рисковать. Тем более обнос по ровной дороге по правому берегу всего метров 50. Возвращаюсь, по дороге опрашивая местное население, высокая ли в этом году вода. "Да, вода большая, дождями заливат". Слушая местный говорок, вспоминаю Евдокимова (который юморист) - он же из Верх-Обского родом. Настроение резко поднимается, всю обратную дорогу тихо хихикаю в кулачок.
Нас догнали красноярцы. Кат у них пока один, двойку везут в каньон в разобраном виде. Четверка длиной около 5 метров, рама связана резиной от автомобильных камер, сидят на рюкзаках, стремена веревочные. Баллоны сшиты намного лучше, чем у нас. Но тяжелый ужасно. Как они его в этом бардаке ворочали - просто уму непостижимо. Да еще гребут втроем - четвертого хандроз скрутил. Экипаж у них намного опытней нашего, каждый год ходят минимум по четвертой категории. Обноситься решили вместе. Объясняю, где чалиться, они стартуют и исчезают за островком. Мы выходим минут через 10. Крадемся на отрицательной скорости вдоль правого берега. Проходит две-три минуты - и вот забор справа. Выскакиваем на пляж. Обнос без происшествий - по очереди проводим посудины до моста на чалке, затем несем метров 50 и сбрасываемся. Стреляем баночку соли и стартуем.
Покружив еще немного, река успокаивается. По берегам - лысые горы, покрытые травой. Светит солнце, вода теплая. Есть время полюбоваться окрестностями. На очередном перекуре красноярцы нас обгоняют. Идем в пределах видимости. Перед перекатом они останавливаюнся на островке и мы их снова обходим. Правда с казусом. Увидев, что они на берегу, я подумал, что с ними что-то случилось, дал команду чалиться. Они усердно махали, что все в порядке, но я этого не видел, и мы столкнулись рамами, выбросив их посудину на полкорпуса на берег. Они простили нам эту "шалость" и мы двинулись дальше. Жаль, что здесь нет светофоров.
Наконец перекат под скалой, длинная излучина и снова мастера кунг-фу на сплаве. До Куягана около километра. Здесь ветки потоньше, зато коряг побольше. Бережем баллоны, стараемся идти подальше от берега. Джон замечает небольшую заводь слева и мы резко чалимся. Впереди видно дорогу и ЛЭП на деревянных опорах. Моста пока нет. Спрашиваем у местных и оказывается, что первый, пешеходный мост смыло уже давно, а до автомобильного еще около трех километров. Догоняют красноярцы. Посовещавшись, решаем двигаться вправо, но река решает по своему. Только мы отходим метров сто от этого места, как нас сваливает кормой влево в узкую протоку. Просто чудо, что там не было никакого железа. Выскакиваем в широкую протоку, с размаху шмякаемся в невысокий обрыв, через несколько метров чалимся на автомобильном броде. Еще в нескольких метрах ниже - большая ржавая железяка. Опять повезло.
Прогулявшись с Джоном километра два по главной улице Куягана, находим автомобильный мост. Высота больше трех метров,
пролеты шириной метров 10, два пролета проходных. Почесав репу, решаем идти в центральный. На обратном пути осматриваем протоку, в которой стоим. Железа нет, коряг тоже. Стартуем, аккуратно крадемся по струе, но в середине пути все-таки
садимся на мель. Снимаемся быстро, до моста и под мостом доходим без приключений. А дальше опять круть да верть. Господи,
за какие грехи нам это наказание!!! Я сорвал глотку и вместо команд у меня вырывается нечто хрипло-нечленораздельное.
За день только мной одним выпита двухлитровая бутылка воды. Всходит луна, а конца этому кружеву не видно. Соображаю
с трудом и, кажется, начинается ангина. Все раздражены до предела. Джон замечает улово слева и мы ныряем туда.
Кат тыкается носами в берег, кричу:
- Баковые в воду!
и потом соображаю - кто такие баковые, знаю только я. Баковыми называют носовых гребцов на ялах, а мы на сплавном
катамаране. Пока Димка с Джоном вытаскивают посудину на берег, смотрю на выбирающегося из воды Алексея. И он смотрит
на меня со значением. Следует беззлобный обмен словами. Не могу расхохотаться, только потому что сил нет. Думай, что
командуешь, капитан! Проверяю баллоны - ни царапинки. Просто чудеса, да и только.
Темнеет. Дрова, супчик, палатка - все появляется мгновенно. Через час мы уже поглощаем вечерний коньяк и распаковываем гитару. Полная луна освещает скалу напртив палатки и скала принимает очертания антилопы гну. Не автомобиля из "Золотого теленка", а именно настоящей антилопы гну. Интересные метаморфозы происходят с местными горами! Прислушиваюсь к реке и вдруг приходит мысль, что эта скала - коренной берег, а если это так, то там и закончатся наши петляния. Мысль подкрепляет Джон, посмотрев в лоцию. Но уже ночь, идти смотреть нет смысла. Оставляем до утра. Тут же решаем вопрос о проходе каньона. Судя по сегодняшнему дню, втроем нам удержать посудину не по силам. Если хотя бы один выбывает, то придется идти пешком. После ужина Димка заваливается спать, а мы орем песни до часу, пока дождь не загоняет нас в палатку.
10 августа. Отдых на воде
Утром встаю опять в семь. От начинавшейся вчера ангины нет и следа - чеснок с коньяком сделали свое дело. Ставлю котелок под кофе и бегу проверять вчерашнее предположение насчет скалы. Слишком не хочется повторять вчерашний кошмар. Действительно скала - это коренной берег и река течет туда, куда показывает лоция. Слишком велико искушение пронести эти 50-70 метров. Бегу почти бегом и с размаху попадаю в старицу. Хрошо, что воды в ней нет. Выбираюсь с другой стороны и через густой кустарник смотрю на реку - не пронесем. Да и черт с ним, две минуты петляния переживем. Возвращаюсь назад, а там уже Димка колдует над завтраком. Позавтракав, принимаемся уже за традиционный ремонт рамы - вчера у Димы и у меня сорвались подножки. Переход предстоит длинный, крутим закрутки основательно. Осматриваю еще раз гондолы - все нормально. Грузимся, поддуваемся, все уже готово, но червь сомнения неожиданно гонит меня посмотреть русло. На этот раз червь не прав - проход чистый. Садимся, выходим и через минуту мы на чистой воде под скалой.
Несемся, как на "Формуле", в повороты входим вдоль выпуклого берега. Проходы отлично читаются, в русле чисто, мелей нет. До Дресвянки долетаем за час и становимся на перекур. Самой Дресвянки не видно, она впадает в одну из левых проток, а мы идем справа. После перекура начинают попадаться шумные камешки. Значит, до Кривого порога недалеко - около получаса. Пока течение не ускоряется, хорошо бы Кривой посмотреть. Не успеваем - легкий левый поворот и начинается порог 12. Его почти полностью скрыло под водой и если бы не наша глубоко сидящая корма, мы бы ни одного камня не задели. Показываем настоящий слалом, аж приятно посмотреть. А вот и та ступенька, про которую много сказано в лоциях. Широченная наклонная плита со сливлм через все русло, за ней бочка и слева маленький проходик метра два шириной. Грести в проходик лениво и мы прыгаем в бочку. Бочка неглубокая и кат легко ее давит, слегка подрагивая корпусами. Поздравляю, господин капитан, с вашим первым порогом в капитанской должности!
Кривой, он же Лестница, он же Узкое место, не заставил себя долго ждать. Отдышались после 12-го, поглазели по сторонам. Подумалось о зачалке на просмотр. Смотрю направо в поисках притока-ориентира, но не нахожу. Река вновь ускоряется и появляется характерная скала слева и курумы справа. Чалиться поздно, идем с ходу. В струю заходим идеально и вгрызаемся в валы. Валов четыре или пять, точно не помню. Красная бандана впереди скрывается под водой - вал полтора метра. Первый вал проходим чисто, второй слегка под углом, перед третьим выравниваемся и потом прыгаем, как мячик по остальным. Камешки-то вот они, под лопатой скрежещут, надо было башню-то накрыть каской! Но поздно - порог уже позади. Радостно делимся впечатлениями - участок прошли действительно на "ура".
Шиверы все тише и тише. Река успокаивается, начинаются длинные быстрые плесы. Опять "Формула-1" - приличная
скорость, плавные повороты, каменистость один камень на плес. Брошенные деревни - Сосновку и Осиновку - обнаружить не
удается. Часто чалимся, чтобы не прозевать Большую Тихую речку - за ней каньон. Около семи вечера обнаруживаем битый стояк
на левом берегу и останавливаемся. Как потом оказалось:
1. Мы не дошли два поворота до Большой Тихой;
2. Это место - самый лучший "отстойник" перед каньоном.
Первый не аварийный стояк после стапеля. Рама и баллоны абсолютно целы, все совершенно здоровы, море продуктов, курева и времени на приготовление пищи. Отгоняю от себя страшные мысли про каньон и вместе со всеми предаюсь бездумному оранию песен под расстроенную гитару.
11 августа. Чайник без головы
Утро отвратительное. Туман поднимается на горы и превращается в мелкий дождь. Садиться на воду в такую погоду нет никакого желания. Пережидаем дождь часа два, затем пересиливаем себя и все-таки стартуем. Дождь тут же прекращается. Проходим короткую излучину и видим Большую Тихую. Она действительно не маленькая и не громкая. По идее надо чалиться ниже ее устья и идти смотреть верхний каскад, но мы решаем дойти до входной шиверы. Идти недалеко, за левый поворот. Дальше с ходу опасно, надо смотреть. Цепляемся за правыый берег, вылезаем на террасу, и мы с Джоном отправляемся в полуторачасовую разведку. За это время дойти до 16-го порога не успеваем, но понимаем, что лоция безбожно врет. Садимся и медленно крадемся по шивере, решая при первой же возможности зачалиться и просмотреть дальше. На всякий случай (!!!) одеваем каски.
Шивера значительно короче, чем указано в лоции. Просмотренный участок заканчивается минут через десять (это около
километра вместо трех по лоции), следующий участок за левым поворотом несложный, решаем брать сходу и зачалиться
за правым поворотом. За правым - опять сходу. Напряжение возрастает и все-таки решаю зачалиться в конце этой
прямой. Команды пока не даю (как потом оказалось - зря). Прямая короткая, метров 200, за ней непросматриваемый
и непрослушиваемый поворот. Подходим к повороту, смотрю на правый берег...
- Ого!...
Резко оборачиваемся налево и на секунду застываем в оцепенении. Метрах в 50 горы сжали русло раза в два, посредине
высокий прямой вал, у берегов косые поменьше. Течение уже ускорилось и чалиться на просмотр поздно.
Оцепенение проходит. Под дружный вопль:
- Нос в вал!!!
выравниваем посудину и еще через пару секунд встречаем порог. Вал мощный, крутой и жесткий. Падение русла уже хорошо
заметно даже на глаз. Камни глубоко, цепляем их редко. Можно идти центром, даже не задумываясь. Немного успокаиваюсь,
что слалома не будет, и в этот момент в нос левой гондолы бьет косой вал, разворачивая нас правым бортом вперед. За доли секунды, пока правая гондола взлетает на вал, успеваю прикинуть, как попасть внутрь рамы в случае оверкиля. Но вот
господа Морозовы уже летят вниз, а мы с Джоном - вверх. Чувство судоводителя говорит, что оверкиля не будет.
Мысленно глажу себя по головке за широкую раму и ору:
- Нос к валу!!!
Не получается. Попробуем по другому:
- Вальс влево!!!
Слишком малая длина волны. Не успеваем выровняться. Следущие три или четыре вала проходим бортом. Нам везет - ни одной
подставы за валами. Попадаем на относительно ровное место и наконец разворачиваемся. Идем спокойно метров 50, затем опять
"стиральная доска" из валов. Кажется, это порог 17. Лавировать особенно не нужно, просто держимся носами
в валы и объезжаем торчащие зубья. Вот наконец на короткое время вал становится пониже и мы замечаем на левом берегу
мужика с удочкой. Явно турист. Еще метров через 20 на террасе - кат на боку сушится.
- Мужики, где мы?!
- А ... его знает, Кажется 18 порог! Вы откуда?
- Из Новосибирска!
- А мы из Самары. Чальтесь ...
Дальше неразборчиво, потому что начинается очередная ступень. Начинается неудачно - левой гондолой в бочку. Кат задирает
носы в небо, скрипит рама, в глазах пена. Мы с Джоном отчаянно гребем на вал. Посудина медленно выравнивается и
переваливает через край бочки. Вышли. Камней здесь больше, валы такие же, как раньше. Лавировать помогает мощная струя.
В конце ступени налетаем одной гондолой на камень и снова вертимся бортом к валу, но на этот раз нам помогает
инерция - спрямляемся вальсом. Метров 50-100 - и конец ступеньки.
Похоже, начинается средний каскад. Он поспокойней, валы не больше метра. Все подустали и подзамерзли. Можно уже и место чалки посмотреть. Наконец еще минут через 20 Джон замечает слева "кирпич" с надписью "БАНЯ". Это место указано в лоции, как место чалки. Начинаем пересекать струю и цепляем висящую справа трухлавую березу. Алексей получает по каске, но не сильно. Под дружный мат команды береза с хрустом ломается. Попадаем на берег метрах в 20 ниже "кирпича".
В течение получаса, пока таскаем и развешиваем вещи, нас душит истерический хохот. Просмеявшись, считаем время прохождения - минут 40 или 45. Наконец лагерь стоит, обедо-ужин варится. Снова смотрим с Джоном в лоцию и выясняем, что находимся где-то в середине каньона. Верхний каскад точно пройден. Суйчас мы находимся где-то между 21 и 24 порогами. Подводим итог - четыре получайника, оставив дома башни, без разведки и страховки на старой семнадцатилетней калоше просвистели самый технически сложный участок реки. Как ты милостив к нам, Господи! Решаем больше таких ошибок не делать и встаем на дневку с дальней разведкой.
12 августа. Разведка не дремлет
Опять встаю рано. На тропе следы козла - подошел, потоптался и ушел обратно. Оставленную у костра шоколадку попробовали бурундуки. Традиционно грею утренний кофе и народ стягивается к костру. В разведку идем с Джоном. Контрольное время - 20.00. Решаем постараться пройти весь каньон или хотя бы до порога 30, он же Розовый Бом-2. Это не больше 10 километров по карте. Небо хмурое, мышцы слегка болят после вчерашних упражнений. Завтракаем, берем тормозок, ножи и карту и в 10.00 трогаемся в путь.
После часа пути выясняется, что лагерь стоит на 21 пороге, в начале среднего каскада. Каскад не военный, можно идти до 26 порога сходу. На "Булке" после порога 24 подскальзываюсь и падаю левой голенью на камень. Рев раненого водника сотрясает горы. Какого черта я одел кеды, а не берцы! Нога целая, но минут пять не могу на ней стоять. Покурили. Встал, похромал - идти можно. Наконец, мы у 26-го. Над нами нависает мрачная серая скала, под нами - насыпь курумов. Осторожно пробираемся к воде, по пути спугиваем гадюку. В принципе, вчера мы шли по такому-же бардаку. Пройти можно. Следующий - Розовый Бом-1, он же порог 27. Этот уже сложнее, но есть хорошо читаемый с воды проход. Придется поработать лопатами, чтобы пройти.
После первой ступени - классная стоянка на левом берегу и скала, в честь которй назван порог - на правом. В конце ступени - высоченная скала слева, прохода у воды не видно. Дальше идем верхами, карабкаемся по крутым склонам в надежде найти тропу, про которую сказано в лоции. Тропы нет, а дождь уже есть, причем проливной. Через пять минут мы уже мокрые и нам все равно, какая погода. Мысль только одна - надо меньше курить. Расстояние от нас до скалы метров 300, а подъем занимает около часа. Сев на голой площадке, понимаем, что поднимались зря. Порог отсюда не просматривается. Вдобавок, нас накрывает второй волной дождя. Укрыться негде. Мокнем, едим тормозок и пускаемся в обратный путь. Решаем, что дальше смотреть будем завтра с правого берега от первой ступени Розового Бома-1. Там под скалой есть небольшой спокойный участок, а дальше - относительно ровный берег. На обратном пути на 25-м падаю на правую ногу. Черт бы побрал эти кеды на суше! Хромаем до лагеря где-то около часа.
Около нас встают самарцы. Заходим к ним в гости, пьем чай и с завистью смотрим на их посудины. Две двойки и четверка несут 11 человек, совершенно не напрягаясь. Они в отличие от нас просматривают каждый порог и страхуются, т.к. у них один экипаж - совсем чайники. Нам рассказывают, как мы смотрелись с берега, особенно смакуя наше с Джоном купание в бочке. Оказывается, мы даже очень хорошо смотрелись! Стараемся их не разубеждать. Усталость берет свое и мы отбиваемся часов в десять.
13 августа...
Наконец удалось поспать до девяти. Просыпаюсь от зубной боли. Левую щеку раздуло, глаз почти не видит. Хорошее начало дня. Ладно, может пройдет. Бурундуки на этот раз не попробовали, а просто схарчили плитку шоколада. Обычный ритуал завтрака и погрузки проходит необычно - Димка замечает дыру в оболочке правой гондолы в корме. Похоже порвали той самой березой. Дутик целый - Carrington не так просто порвать. К тому же дутикам всего года три. Шить на дорогу, да еще 13 числа...
Не доверяю эту работу никому, сажусь и шью. Процедура занимает часа полтора. За это время самарцы стартуют. Наконец и мы заканчиваем ремонт и тоже стартуем. Чертов зуб! Ни смотреть, ни командовать. До 27-го идем неплохо. Проходим первую ступень, чалимся под бомом справа. Самарцы встали на стояк напротив. Они никуда не торопятся, а у нас отпуск зканчивается. В разведку идем с Димкой. Бурелом выше головы. Опять подворачиваю ногу, не сильно. Доходим до поворота. Есть улово за скалой на левом! Траектория не сложная, главное - попасть в левый проход в сливе. Слив мощный, но пологий и невысокий, бочки нет, только вал на выходе около метра. На обратном пути спугиваем двух гадючек с камней. Вернувшись, обнаруживаем Джона в одних плавках и бандане, сидящего на камушке у воды. Какой-то он подозрительно синий, наверное замерз. Замерз настолько, что не может согнуть пальцы. Водичка сегодня намного прохладнее, чем вчера. Стоянки здесь нет, с правого берега нам его не снять, но до намеченного улова (это метров 300) он обещает выжить.
Протащили кат повыше для старта. Выемка в скале образует "док" с причальной стенкой. Садимся, не замочив ног,
машем руками самарцам, толкаемся и вальсом уходим в струю. Нормально грести могут только Морозовы, т.е. один правый
борт. Изо всех сил пытаемся угрести влево. Немного не успеваем и Песчаная с размаху шмякает нас о камень посредине
русла. К боли в зубе добавляется боль в левой ноге - это съехала моя подножка и придавила ногу. С камня сваливаемся
влево. Димка кричит:
- Улово, улово проходим!!!
Улово уже пролетели. Выход один - таранить два зуба у берега по очереди.
- Лево ходу!!! Ходу, ...!!!
Первый невысокий зуб тараним рамой между гондол. Поножка выгибает ногу в другую сторону. До следующего зуба 15 метров,
он повыше ростом. Нас разворачивает кормой к левому берегу и тащит мимо.
- Табань, ...!!!
Успеваем. Садимся на камень почти серединой левой гондолы. Зуб больно (во рту), черт побери!
Возвращает к действительности голос Алексея:
- Сносит...
В 50 метрах порог 28, он же Челюсти, он же Архипыч, он же Абрамыч. Порог с двумя мемориальными табличками. Нас
действительно толчками сносит в сторону струи. По сантиметру, но тащит. Внезапно просыпается шутливое настроение.
Тихо, но чтобы было слышно всем, говорю:
- Похоже, идем Архипыча.
Похоже, смешно только мне.
- Табань!
Ни с места - течением прижало к камню. Надо рискнуть:
- Джон! На счет "три" оттолкнем слегка назад!
Толкаем.
- Табань!!!
Сваливаемся к берегу, Димка выбрасывается с чалкой - все нормально. С минуту сижу у баллона, жду, когда успокоится
зубная боль.
Через полчаса после двух таблеток анальгина прихожу в себя. Стоим в шикарном месте - два стола и огромная вытоптаная поляна. Ставимся, приносим дрова, настроение у всех отвратительное - 27-й прошли очень грязно. Джон уже не синего, а белого цвета. Значит, отогревается. Оставляем Морозовых готовить ужин и уходим поснимать, пока светло. Табличку находим только одну, 99 года. Рядом "музей" туризма. Оставляю там сдохший экспонометр. Доходит вчерашняя ошибка - не надо было лезть в гору для осмотра. Улово видно из-за скалы снизу, а по скале есть маленькая уступка. Можно было попытаться пройти со страховкой.
Идем прогуляться вниз по реке. Да, это Челюсти - два ряда зубов, нижние зубы напротив сливов в верхнем ряду, справа прижим к скале и на выходе из прижима "решето" из мелких зубов. Порог короткий, но веселый. Дальше пологий правый поворот и Розовый Бом-2. Вал здесь, как на верхнем каскаде, но сам порог несложный.
Из четверых трое больны. Здоровый только Димка, да и тот подвернул ногу. Раздумывать нечего - дальше идем пешком. После ужина иду разбирать раму и обнаруживаю новую дыру в оболочке. Река с нами согласна. Согнутую в дугу закрутку от моей подножки-ноголомки беру в качестве трофея.
14-16 августа. Эпилог.
Идут адмиралы - привет мальчишу! (Самарцы идут Челюсти) | ||
Путь от Челюстей до Бийска занимает два дня. Сначала пеший марш до Солоновки ( общее ходовое время часов 8-10), потом на машине до Бийска. В Бийске "переночевали" на лавочках у вокзала и утром на автобусе двинулись в Новосибирск. Вечером 16-го мои страдания кончились - зуб был благополучно удален.
Порвана оболочка гондолы. Ну и слава Богу, наконец-то новую посудину сделаем. Немного обидно, что не прошли нижний каскад. Но радостно, что он еще впереди.
Рекомендации
1. Необходимы ходкие и маневренные суда. В нашу воду слалома было мало, но в низкую воду на неповоротливой посудине придется несладко.(C) Станислав Березкин, 2003.